Экология      
Побережья
       Азовское море
       Керченский пролив
       Чёрное море
Выдающиеся отечественные учёные
Научная поддержка
Информация для отдыхающих
Контакты
Гостевая
Отчёты
Новости
Наши проекты
СМИ об АНИС
Опасные зоны на Азовском море
Безопасность жизнедеятельности
Главная
|
1612 г. - 2012 г.
400 лет Победы над Смутой в России
Борьба Патриарха Гермогена со Смутой и за освобождение России от иноземных захватчиков
   
     Еще задолго до Минина и Пожарского начал свою борьбу за освобождение России Патриарх Гермоген и именно его грамоты и письма, рассылаемые по все стране вдохновляли всех русских людей на борьбу с иноземными захватчиками и смутой. В то время как многие славные фамилии и роды проявили сильную шаткость и колебания, часто оказываясь то в одном, то в другом враждебном лагере, то в стане Вора, то в стане поляком, один Патриарх был непоколебим и сохранил постоянную верность России. Не оказались незапятнанными такие фамилии как Романовы, Трубецкие и многие др.
     Во главе русских тушинцев больших чинов и высокой породы стоял митрополит ростовский и ярославский, «нареченный» патриарх Филарет Никитич. Его взяли в плен и доставили в Тушино войска Вора, занявшие и разграбивши Ростов в октябре 1608 года. С тех пор Филарет пребывал в Тушине, по одним известиям как пленник, а по другим как добровольный обыватель Тушина и глава той стороны духовенства, которая признала «царя Дмитрия Ивановича».
     Официальное жизнеописание Филарета, составленное по поводу его поставления в Патриархи в 1619 году, вовсе умалчивает о тушинском периоде его жизни. Грамоты Гермогена, писанные в 1609 году, упоминая о Филарете, называли его не изменником, а «пленником»: «а которые взяты в плен, как и Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но нужею, и на христианский закон не стоят и крови православных братий своих не проливают, на таковых мы (писал Гермоген) не порицаем».
     Вполне доверяя искренности слов Гермогена, слушатели и читатели его грамот могли, однако, соображать, что для московского правительства было бы соверщенно невозможно отозваться о Филарете иначе, как о пленнике Вора. Если бы оно объявило его добровольным приверженцем «царя Дмитрия», то этим самым сильно подняло бы шансы своего тушинского противника. Признание Вора Романовыми было бы тяжким ударом Шуйскому.
     Впрочем, заявлениям Гермогена русские люди позднейшего времени охотно дали веру: трудно было подозревать в добровольном служении Вору того иерарха, который при первой возможности отстал от Вора, желал на московский престол Владислава и, возвратясь в Москву из Тушина весной 1610 года, стал затем в ряды правительства, безусловно враждебного Вору.
     Просматривая список приверженцев Вора, можно прежде всего заключить, что у Вора были представители очень высоких слоев московской знати. Не считая Филарета
     Никитича, имена Трубецких князей, Ярославских князей, Салтыковых, Годуновых и других подобных вводят в ту среду, которая первенствовала в московском дворце в эпоху опричнины и могла назваться новою дворцовою знатью в противоположность прежней родовой знати.
     Многие приверженцы Вора очень легко от него отпали и также легко стали на сторону польского короля. Вообще общее метание и разброд был характерен почти для всех и очень трудно строго судить многих русских людей в это смутное время. Тем величественнее образ Патриарха Гермогена, который сохранял верность исконной России, не мятежной и воровской и непреклонной Польше, во всех сложных ситуациях того смутного времени!
     Русское общество считало одних бояр страдальцами, других – изменниками и понимало, что отныне боярская дума перестала быть руководительницею общественной жизни и правительственной деятельности. Но если пало боярское правительство, если земский совет, бывший при боярах, был разогнан «изменниками» или милостиво распущен Сигизмундом из его королевского стана, то еще было цело правительство церковное и не был поколеблен париарший авторитет. Блюститель веры и благочестия, Патриарх не только имел право, но был обязан настаивать на точном соблюдении условий, назначенных оберегать от посторонних влияний не только существо православия, но и его исключительное господство в государстве.
      Источники:
      1.           Очерки по истории смуты в Московском Государстве XVI—XVII вв. С.Ф. Платонов, М., 1995
     2.          
ru.wikipedia.org/wiki/Гермоген
|